Противодействие терроризму и экстремизму
В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации.
Экстремизм - это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество. Основная причина религиозного экстремизма в человечестве, это не полное понимание сущности религии,течения, людей вводят в заблуждения.
Экстремиизм – приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны.
Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.
Преступления экстремистской направленности – преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещѐ не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. Именно молодое поколение, в силу целого ряда различных факторов, является наиболее уязвимым в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения- вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди наших детей. Между тем, данные идеи в молодежной среде получают значительное распространение. Наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на детей в последнее время становится Интернет. Причины популярности Интернета преступниками- легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Террористические организации, в том числе действующие в России, используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов - смертников из числа как исламистов, так и экстремистски настроенной молодежи с целью привлечения их сначала в радикальный ислам, а затем и в противоправную деятельность.
Согласно требованиям ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности наступает с 16-летнего возраста.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за противоправные действия, которые могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений, такие как:
- нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ);
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);
- производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ).
Наиболее строгая форма ответственности за осуществление экстремистской деятельности – уголовная, которая наступает за:
- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ);
- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ);
- организация экстремистского сообщества, а также участие в экстремистском сообществе (ст. 282.1 УК РФ);
- организация деятельности экстремистской организации, а также участие в экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ);
- геноцид (ст. 357 УК РФ).
Одним из средств своевременного предупреждения вовлечения подростков в террористические группировки и противодействия вербовочной пропаганде, проводимой представителями террористических организаций, является профилактическая работа в образовательном учреждении.
Для того чтобы своевременно предотвратить деструктивные проявления в ученической среде, а также выявить обучающихся, склонных к совершению противоправных действий экстремистского характера, профилактическая работа в образовательной организации должна быть выстроена в соответствии со следующими принципами:
- комплексность – представляет собой согласованное взаимодействие образовательной организации с муниципальным органом управления образованием, территориальными органами правопорядка и муниципальной Комиссией по делам несовершеннолетних по вопросам реализации единой стратегии всесторонней профилактической деятельности;
- системность – обеспечивает планомерное проведение теоретических и практических мероприятий антиэкстремистской и антитеррористической направленности, формирующих у обучающихся систему ценностей, знаний и навыков, обеспечивающих безопасное поведение детей и подростков в обществе;
- актуальность – заключается в соответствии содержания и организации профилактической работы реалиям связанной с возникновением террористических угроз политической и социально-культурной обстановки в регионе, стране и мире;
- адресность – предполагает адаптацию методов и приемов профилактики для каждого отдельного коллектива учащихся, каждого отдельного подростка.
Методы осуществления педагогическим коллективом деятельности, направленной на профилактику распространения экстремистской и террористической идеологии:
Руководство мероприятиями по противодействию терроризму и экстремизму осуществляет руководитель образовательного учреждения. Для организации практических действий и работы с документами по этим вопросам решением руководителя назначается ответственный – один из сотрудников образовательного учреждения, обладающий опытом руководящей работы.
Планирование работы в образовательном учреждении по вопросам противодействия терроризму и экстремизму осуществляется на календарный год с поквартальным делением. В план работы включаются: совещания по вопросам противодействия терроризму и экстремизму, инструктажи и тренировки, практические мероприятия, в т.ч. мероприятия, приуроченные ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), разработка инструкций и памяток, планов проведения тренировок, учений, а также мероприятия с привлечением УМВД, УФСБ, родительской общественности и пр.. План работы утверждается руководителем образовательного учреждения.
Руководителем также утверждается алгоритм действий в случае выявления детей с признаками вовлечения в деструктивную идеологию, в соответствии с которым при обнаружении подобных признаков:
- педагогический работник обязан сообщить о случившемся ответственному за организацию антиэкстремистской и антитеррористической деятельности в образовательном учреждении лицу,
- ответственный должен немедленно довести информацию до сведения руководителя организации,
- директор учреждения должен проинформировать руководителя муниципального органа управления образованием и территориальную Комиссию по делам несовершеннолетних,
- руководителю управления образованием необходимо передать сведения в департамент образования и науки Приморского края, территориальной Комиссии по делам несовершеннолетних – в Приморскую краевую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Памятка учителю (преподавателю), работающему с обучающимися
В целях выявления детей, попавших под влияние секты или неформальных молодежных объединений, учитель(преподаватель) должен обращать внимание на следующие факты:
1. Изменение интересов у ребенка. Он меньше интересуется школьными делами, стал равнодушен к общению с друзьями, охладел к учебе, вообще к привычным развлечениям, увлечениям, читает нацистскую литературу.
2. Изменения в поведении. Учащийся неадекватно или агрессивно реагирует на повседневные, привычные вещи, проявляет подчеркнутое безразличие ко всему.
3. Изменение речи. Ребенок использует новые для него нехарактерные выражения, слова, термины, в грубой форме выражает неодобрение к людям другой национальности либо религии . Доказывая что-либо, часто приводит в пример странноватые, непривычные цитаты. Сама манера говорить может производить впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных речей.
4. Изменение стиля одежды, внешнего вида.
При наличии у ребенка указанных признаков, необходимо незамедлительно сообщить об этом ответственному за организацию антиэкстремистской и антитеррористической деятельности в образовательном учреждении лицу либо руководителю учреждения, а также родителям учащегося. Руководитель, в свою очередь, должен немедленно проинформировать о случившемся руководителя муниципального органа управления образованием, муниципальную Комиссию по делам несовершеннолетних.